Деревянные витрины и стеллажи,
корзины для хранения.

Плетение из соломы

Плетение из соломы появилось вместе с земледелием, когда соломы после обмолота урожая оставалось так много, что человек начинал задумываться, а на что еще, кроме кормления скота, можно ее использовать. В результате народного мозгового штурма для соломы нашлось немало применений. В частности, в голодные времена было актуальным подмешивание соломы в хлеб для визуального и желудочного обмана. В основном же, она шла на постель людям и подстилку скоту, на плетение половиков, корзин, шляп и прочей домашней утвари, которую только можно представить сплетенной из соломы. Ну, и конечно, главное, что приходит в голову при воспоминании о соломе - это соломенные деревенские крыши, рассказы о которых мы с детства встречали в книжках.

Фото плетенияНо самое необычное, чуждое урбанистическому миру, то, что осталось для нас "за кадром" повседневной жизни - это "соломенная" земледельческая магия. Были времена, когда люди тонко чувствовали особую сущность, хлебный дух, живущий в сухом стебле. Чувствовали они и земной дух, дух почвы. Контакт с землей устанавливался не на вербальном уровне. Нужно было не просто хотеть, нужно было показать природе желаемое событие - а именно, богатый урожай - на символическом уровне, передав свое психическое состояние как информацию. Особенно важным считался "эффект массы", поэтому коллективные обряды были более предпочтительными, чем труды одиночек.
Больше всего солому использовали в жатвенных обрядах. Для любого земледельца было очевидным фактом: в соломе остается дух убранного хлеба, который в той или иной форме нужно обязательно вернуть земле. Судить о сути ритуалов мы можем только по тем наблюдениям, что были сделаны учеными-этнографами в 19-20 веках. Впрочем, в те времена магия уже успела превратиться в красивую традицию, поэтому не прекращаются ученые споры о причинах и месте аграрных обрядов в жизни наших предков.

Венки и "божьи бороды"

Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля, желая благополучия. Обычные круглые венки со временем превратились в сложные колокола, короны и большие, богато украшенные "венки урожая", которыми отмечали завершение жатвы. "Бородою" или "божьей бородой" называли украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле в качестве дома для хлебного духа. Интересно, что приемы плетения этого символа плодородия совпадают и у современных, и у древних народов (Древний Египет, Урарту), и у западных, и у восточных. Часто такие "плетенки" и венки подвешивались в домах на стене и под потолком, но с приходом новой жатвы считались устаревшими и и выбрасывались.

Соломенные чучела

Самой древней и распространенной традицией было сохранение и украшение последнего "дожиночного" снопа.
Со временем, когда люди стали хуже чувствовать чистые природные стихии, они начали олицетворять хлебный дух в образе человека или животных. Тогда "последний сноп" превратился в соломенные чучела женского пола и в фигурки волка, собаки, зайца, петуха. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костробуньки, Марены использовались во многих ритуалах, в которых им был отпущен совсем недолгий срок: в кульминационный момент чучела горели в огне, тонули в воде или яростно раздирались на части. В девятнадцатом веке магическое содержание обрядовых атрибутов отошло на задний план, и простые поделки перестали соответствовать эстетическим запросам народа. Тогда и развились сложные декоративные приемы соломоплетения. Дожиночный сноп трансформировался в миниатюрные плетеные снопики, сосульки с колосками, домики, жатвенные букеты. Всё это подвешивалось под иконами в "красном углу", устанавливалось в церквях, безвозвратно поглотивших языческие обычаи и переименовавших их в христианские.
Именно в то время появилось то, что можно назвать промыслом соломоплетения. Плетеные фигурки, пирамидки, мельницы, кресты, банты и пр., стилизованнные под древние обрядовые атрибуты, стали изготавливать на продажу в течение всего года. Появились настоящие шедевры, выполненные с неподражаемым мастерством: например, в Белоруссии сохранились соломенные врата для иконостаса. Легкие, ажурные, они состоят из сотен плетеных квадратов и ромбиков, сплетающихся в золотистые солнца.

"Пауки"

Самыми загадочными изделиями из соломы по праву считаются подвесные соломенные конструкции - "пауки", которые изготавливались ко дню зимнего солнцестояния (впоследствии на Рождество). Паук с паутиной символизировали создателя и его творение - Вселенную. Видимо, созидательная энергия паука должна была перенестись на будущий урожай: неслучайно колоски для такой подвески выбирались из лучшей части сжатых колосьев. Самая распространенная форма "пауков" - пирамидальная. Говорят, под сенью соломенных пирамидок можно почувствовать необычные умиротворение и спокойствие. Объясняется это известной эзотерической аксиомой: пирамидки гармонизируют энергетическое пространство, служа антенной-передатчиком между космосом, человеком и землей.

Соломенная утварь

В новгородском музее деревянного зодчества в трех избах открыты экспозиции, где можноФото подставки увидеть, как жили русские крестьяне. Несмотря на то, что половина предметов имеет непонятное назначение, всё в целом выглядит так оригинально и гармонично, что посетительницами немедленно завладевает желание обставить свой дом, как "у них". Самыми стильными по нашим современным вкусам выглядят крутобокие соломенные сосуды, выполненные в духе минимализма. Четкий рельеф жгутиков-перетяжек на их поверхности образуется благодаря технике спирального плетения. Такие элегантные сосуды не уступали в прочности деревянным бочкам и даже не пропускали воду, хотя обладали отличной вентиляцией, благодаря чему в них можно было хранить зерно и муку.

Самая распространенная соломенная вещь

Конечно, речь идет о соломенной шляпе, истории которой можно посвятить целое исследование. Пожалуй, не было народа, который прошел бы мимо такой практичной вещи: шляпа легка, отлично защищает от солнца и не намокает в воде. В разное время, следуя городской моде, крестьяне плели шляпы-канотье, картузы и даже соломенные цилиндры. А в Европе, начиная с 10-го века, шляпы из соломы носила и знать, и простолюдины. Они были настолько популярны, что повлекли за собой создание множества ремесленных цехов соломоплетельщиков. В деревне шляпы умел плести любой крестьянин. А занимались этим, в основном, досужие пастухи, которые нередко шли с пастьбы с уже готовыми шляпами, обеспечивая ими всех односельчан. Основным материалом для соломенных головных уборов являются плоские косички, которые сворачиваются спирально и сшиваются.

Кто поддерживает традицию?

Сегодня не один десяток мастеров занимается соломоплетением, а в 80-90-е годы прошел настоящий соломенный бум, соединивший старинное ремесло и современный дизайн. Молодые мастера вдохновляются искусством старых плетельщиков, которые еще в деревенском детстве пленились красотой и теплом материала, созданного природой. На нынешних выставках вас встретят большие добрые олени и милые коровы, птицы с роскошным оперением и ювелирно выполненные куклы-сувениры, которые, без преувеличения, успели разойтись по всему миру. Вписать соломенную скульптуру в свой интерьер будет трудновато, но рустикальные сосуды с грубой фактурой, "старинные" соломенные сундучки с полукруглой крышкой, корзинки футуристических форм - это современный hi-tech постиндустриального общества, порадующий любого горожанина.

Булгакова Анна для artterem.ru
2004

Вход для зарегистрированных пользователей
E-mail
Пароль
Запомнить меня
Регистрация на сайте
Компания
Контактное лицо
Телефон
E-mail (логин)
Пароль
Подтвердите пароль